Деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ (ГЖИ) направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, управляющими МКД, и гражданами требований к:
- — жилым помещениям, их использованию и содержанию;
- — использованию и содержанию ОИ в МКД;
- — формированию фондов капитального ремонта;
- — порядку создания ТСЖ, ЖК, уставу ТСЖ, ЖК и порядку внесения изменений в устав;
- — предоставлению КУ в МКД;
- — нарушений ограничений изменения размера платы граждан за КУ;
- — требований энергетической эффективности и оснащенности помещений МКД приборами учета используемых энергетических ресурсов;
- — нарушения требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (КУ), несоблюдения условий и методов установления указанных нормативов потребления.
Вопросы, касающиеся соблюдения нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, также относятся к компетенции органов ГЖН.
ВНИМАНИЕ!
Государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении УО, ведущих деятельность по управлению МКД на основании лицензии. В отношении них осуществляется лицензионных контроль.
ЛИЦЕНЗИОННЫЙ КОНТРОЛЬ
Должностные лица ГЖИ при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований.
Лицензионные требования установлены в ч.1 ст.193 ЖК РФ и п. 3 Положения о лицензировании, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 (ред. от 25.12.2015). В соответствии с ч.2 ст.193 ЖК РФ Правительство РФ должно утвердить перечень грубых нарушений лицензионных требований со стороны УО.
Лицензионными требованиями к лицензиату являются, в том числе:
— исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом (п.3 Положения о лицензировании);
— соблюдение лицензиатом требований к размещению информации в ГИС ЖКХ – с 1 января 2018 года, а на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя – с 1 июля 2019 года (ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2016 № 469-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
ВНИМАНИЕ!
В случае выявления нарушений лицензионных требований должностные лица ГЖИ должны установить, что указанные нарушения допущены в результате действий (бездействия) должностных лиц и (или) работников лицензиата.
ВАЖНО!
1) Если Вы жалуетесь на УО – обязательно надо указать, чтобы была проведена внеплановая проверка выполнения УО лицензионных требований в части _______________________ (ненадлежащего содержания ОИ, неправильности начисления платы, непредоставления информации и т.п.)
2) По письменному заявлению в адрес руководителя органа ГЖН Вы сможете ознакомиться с материалами проверки.
Не путать с результатами проверки – они будут в ответе, который Вы получите!
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЖИЛИЩНЫЙ КОНТРОЛЬ
Это деятельность ОМСУ, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, ИП и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными и региональными законами в области жилищных отношений, а также муниципальныминормативно-правовыми актами.
ВАЖНО!
ОМСУ на основании обращения собственников, председателя Совета МКД, органов управления ТСЖ, ЖК, общественных объединений/некоммерческих организаций-субъектов общественного контроля о невыполнении УО обязательств по договору управления, в пятидневный срок проводит внеплановую проверку деятельности УО. В случае, если выявлено невыполнение условий ДУ, ОМСУ не позднее чем через пятнадцать дней со дня обращения созывает ОСС для решения вопросов о расторжении договора с такой УО и о выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления домом (ст. 165 ЖК РФ).
ВНЕПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ
Внеплановые проверки проводятся в случаях поступления обращения в ГЖИ и орган муниципального контроля обращений о фактах нарушения требований:
— к порядку создания ТСЖ, ЖК, их Уставу и порядку внесения изменений в Устав;
— к порядку принятия решения о выборе УО, решения о заключении ДУ или договора оказания услуг/Выполнения работ по содержанию и ремонту ОИ;
— к порядку утверждения условий указанных договоров и их заключения;
— к порядку содержания ОИ и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества собственников в МКД;
— о фактах нарушения УО обязательств по ДУ;
— о фактах необоснованности размера норматива потребления коммунальных ресурсов (КУ);
— о фактах нарушения предельных индексов изменения размера платы за КУ;
— к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (КУ), несоблюдения условий и методов установления указанных нормативов.
ВНИМАНИЕ!
ГЖИ, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд:
1) о признании недействительным решения, принятого ОСС в МКД, либо общим собранием членов ТСЖ, ЖК с нарушением требований ЖК РФ;
2) о ликвидации ТСЖ, ЖК при неисполнения предписания об устранении несоответствия устава требованиям ЖК РФ, либо в случае выявления нарушений порядка создания ТСЖ, ЖК, если эти нарушения нельзя устранить;
3) о признании ДУ, договора по содержанию и/или ремонту ОИ недействительными, если не исполнены предписания об устранении нарушений требований ЖК РФ о выборе УО, об утверждении условий ДУ и о его заключении, об утверждении условий и заключении договора по содержанию и/или ремонту ОИ;
4) в защиту прав и законных интересов собственников и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц при выявлении нарушения обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда.
В целях получения информации о ходе проверки Вашего обращения необходимо поддерживать контакт с сотрудником, которому поручена проверка.
ВАЖНО!
Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля вправе обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина расходов, понесенных в связи с рассмотрением поступивших заявлений, обращений указанных лиц, если в заявлениях, обращениях были указаны заведомо ложные сведения (ч.3.5 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018)).