Верховный суд рассмотрел спор УО и госпожнадзора об обязанностях по содержанию МКД после расторжения договора управления.
3) к моменту составления госпожнадзором оспариваемых протоколов договор управления домами был уже расторгнут.
Почему пожнадзор требовал исполнить предписания
Орган госпожнадзора утверждал, что с заключением договора управления многоквартирными домами УО приняла на себя обязанности по содержанию общего имущества этих домов и, следовательно, обязалась обеспечивать в том числе меры пожарной безопасности. При возникновении пожара каждое из выявленных инспекторами нарушений ставит под угрозу жизнь и здоровье жителей домов, которые обслуживает УО.
Законность выданных предписаний подтвердил мировой судья: трижды привлек УО к административной ответственности по части 12 статьи 19.5 КоАП, постановления вступили в законную силу.
Также инспекторы настаивали на том, что на момент выдачи оспариваемых предписаний УО фактически осуществляла управление МКД.
Почему судьи не приняли аргументацию УО
По утверждению УО, 30 марта 2016 года она расторгла договоры управления — суду компания представила соответствующие соглашения от 30.03.2016. Однако уже в апреле 2016 года ООО «Приморский экспертно-правовой центр» по заказу УО обследовало дома и выдало заключение о том, что в них необходим капитальный ремонт электрооборудования, мусоропровода, оконных и дверных заполнений в местах общего пользования. УО решила, что не обязана заниматься по собственной инициативе и на свои средства капитальным ремонтом домов, а следовательно, и предписания пожнадзора исполнять не должна.
Как суды доказали, что УО обязана обеспечить пожаробезопасность. Суды посчитали пустой отговоркой ссылки УО на невозможность устранить нарушения без решения собственников, и вот почему.
Почему не сработал аргумент о расторжении договора управления. Предписания, которые УО оспорила, инспекторы выдали потому, что УО не исполнила выданные ранее предписания — не устранила нарушения правил пожарной безопасности. УО не отрицает эти нарушения, не опровергает то, что они ставят под угрозу жизнь и здоровье граждан. Суды признали несостоятельными доводы УО о том, что выявленные нарушения можно устранить только при проведении капитального ремонта.
К тому же Жилищный кодекс обязывает лицензиата продолжать исполнять обязанности по управлению МКД, оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества и после исключения сведений о доме из реестра лицензий. Прекратить деятельность лицензиат может только после того, как управление домом возьмет на себя новая организация либо собственники перейдут на непосредственное управление (ч. 3 ст. 200 ЖК). Но перечисленные в части 3 статьи 200 Жилищного кодекса события не наступили, значит, обязанности УО по этим домам фактически не прекратились. А значит, она должна была принимать меры к устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Что было не так с экспертизой. Перед проведением экспертизы эксперта должны предупреждать об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Эксперт обязан поставить свою подпись под таким предупреждением (ст. 14 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»). Аналогичное требование предъявляет и Административный процессуальный кодекс (п. 1 ч. 1 ст. 86). Это гарантирует, что мнение эксперта в заключении будет истинным, независимым и полным, а в случае установления факта дачи заведомо ложного заключения эксперта могут привлечь к уголовной ответственности.
В рассматриваемом деле привлеченных экспертов не предупреждали ни об уголовной, ни об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Суд не мог исключить возможность сомнительных выводов экспертов и поэтому отказался принять в качестве надлежащих доказательств по делу акты экспертиз ООО «Приморский экспертно-правовой центр».
https://e.mk-dom.ru/article.aspx?aid=667318