Изменение законодательства. «мусорная» реформа. 17.01.2019

Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 483-ФЗ

Постановления Правительства РФ от 15 декабря 2018 г. N 1572от 28 декабря 2018 г. N 1708от 14 декабря 2018 г. N 1541от 21 декабря 2018 г. N 1616

Минувший год вновь скорректировал «правила игры» в сфере управления многоквартирными домами:

— с этого года запущена «мусорная» реформа. Исключения — обе столицы и Севастополь (у них в запасе еще есть три года), а также регионы, в которых не выбран регоператор, конкурсный отбор признан несостоявшимся и не нашёлся ГУП или МУП с лицензией на такой вид деятельности (для них отсрочка составит один год). В остальных регионах за вывоз мусора теперь должен отвечать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами: и он обязан заключать договоры с собственникам мусора (в зоне своей деятельности) об услуге обращения с ТКО, и сами собственники ТКО также обязаны заключить этот договор с регоператором. При этом плата за обращение с ТКО включается в состав платы за коммунальные услуги (подробнее о реформе см. здесь).

Кстати, в целях развития «мусорной» реформы будет создана публично-правовая компания по формированию комплексной системы обращения с ТКО «Российский экологический оператор». Соответствующий Указ подписан Президентом РФ;

— УК больше не отвечает за уборку мест погрузки ТКО (контейнерных площадок и площадок с бункерами). Уборка этих мест теперь является частью процесса погрузки ТКО в мусоровоз, и даже обрисована как «действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз». И хотя уборка контейнерных площадок, расположенных на территории общего имущества МКД  с 2019 года исключена из Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, однако под этой исключенной уборкой понимается именно «подбор оброненного при погрузке мусора». Между тем работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО — включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок — все так же «висят» на УК;

— если в МКД есть хотя бы один индивидуальный счетчик тепла, то расчет платы за тепло меняется для всех собственников помещений в этом МКД (мы уже подробно рассказывали об этом ранее). Кратко — плата за тепло рассчитывается по показаниям ИПУ для владельцев ИПУ, и по суммарным показаниям всех ИПУ — для остальных. Разумеется, только в том случае, если в МКД есть ОДПУ теплоэнергии;

— изменились правила проведения муниципального конкурса по выбору УК для управления МКД (для МКД, более полугода никем не «управляемых»). Для сотворения настоящей конкуренции между участниками конкурса введена обязанность снижать цену, указанную в извещении о проведении конкурса, на 0,1% за каждый шаг. Если никто не снижает наименьшую цену, то победителем становится УК с последним предложением, а если двое предложили одинаковую цену — то побеждает тот, кто раньше подал заявку на конкурс. Если снижение достигнет 10%, то организуется новый конкурс с изначально сниженной не менее чем на 10% ценой. При этом организатор устанавливает всего один — обязательный — перечень услуг и работ в МКД, по стоимости которого и происходит торг. Вводятся и дополнительные требования к претендентам — отсутствие долгов перед РСО за 2 и более расчетных периода (впрочем, это само по себе грубое нарушение лицензионных требований) и по штрафам за административные правонарушения в сфере управления МКД;

— появились правила определения УК для «временного» управления МКД, которые не выбрали себе способ управления, либо не реализовали его, либо для них не подобрана УК. Для такого дома орган МСУ выбирает наименее загруженную УК из заранее сформированного перечня. Попасть в перечень просто — достаточно подать заявление. Исключение из перечня по воле самой УК предусмотрено лишь в случае, если УК уже взяла на «временное управление» хотя бы один дом. Назначить «ничейному» МКД ту УК, которую жители дома уже ранее изгоняли, — нельзя.