Индексацию платы по договору управления МКД «на инфляцию» без решения ОСС

ВС РФ признал законной индексацию платы по договору управления МКД «на инфляцию» без решения ОСС

Определение Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 301-КГ18-22044

Арбитражные суды признали за управляющей МКД организацией право ежегодно повышать размер платы за содержание и ремонт жилья на индекс потребительских цен в РФ на ЖКУ без проведения общего собрания собственников (далее также — ОСС), если возможность такой индексации установлена договором управления; и отменили предписание ГЖИ о перерасчете платы (без учета индекса). Верховны й Суд РФ отказался пересматривать указанные постановления.

Орган жилнадзора исходил из того, что размер платы за содержание и ремонт был определен общим собранием собственников в 2011 году и с тех пор — собранием же — не менялся. При этом договор управления на случай, если ОСС не примет нового решения об утверждения платы, предусматривал вполне определенный механизм индексации установленной ранее платы на индекс потребительских цен в РФ на жилищно-коммунальные услуги. Однако, по мнению жилнадзора, УК все равно не вправе была в одностороннем порядке индексировать размер платы за содержание и ремонт. (отметим, что данная правовая позиция чрезвычайно широко представлена в судебной практике, см, например, определение ВС РФ от 24.12.2018 N 308-КГ18-21774, постановления АС Волго-Вятского округа от 27.02.2018 N Ф01-6500/17от 13.07.2018 N Ф01-2620/18от 03.08.2018 N Ф01-2809/18, АС Северо-Западного округа от 13.09.2018 N Ф07-9776/18 и другие).

Однако здесь суды сочли, что увеличение УК размера платы за содержание и ремонт на основании договоров управления при отсутствии решения ОСС помещений об изменении такой платы — в рассматриваемом случае — не нарушает требований действующего законодательства:

— плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем таковое в соответствии с требованиями законодательства, а её размер, согласно ч. 7 ст. 156 ЖК РФ, определяется на общем собрании собственников помещений в МКД, с учетом предложений управляющей организации, и устанавливается на срок не менее чем один год;

— при этом согласно п. 3 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ в договоре управления МКД должен быть указан порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;

— отсюда следует, что фиксированная стоимость размера платы за содержание и ремонт указывается в договоре только на момент заключения договора. При этом такая фиксированная стоимость может применяться не менее одного года, но в соответствии с указанной в договоре управления формулировкой порядка (методикой) определения (расчета) стоимости стоимость может индексироваться — при наличии указанных в договоре оснований, в частности, например, учитывая уровень инфляции;

— собственники помещений МКД, приняв подобное решение и заключив договор управления, фактически определили порядок дальнейшего изменения (увеличения) платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД с учетом ежегодной индексации на индекс потребительских цен в РФ на жилищно-коммунальные услуги в случае отсутствия решения собственников помещений об утверждении размера платы за содержание жилых помещений МКД;

— индекс потребительских цен в РФ на ЖКУ, на который УК применительно к рассматриваемым обстоятельствам увеличивала размер платы за содержание и ремонт, официально публикуется в общем доступе на официальном сайте Росстата. Следовательно, каждый собственник помещений в МКД имеет возможность самостоятельно проверить размер платы за содержание и ремонт общего имущества МКД с учетом процента темпа роста инфляции;

— значит, применяемый управляющей компанией в рассматриваемом случае расчет платы является ясным и понятным, не требующим каких-либо специальных познаний;

— наконец, указал суд, наличие в договоре управления МКД условия об индексации размера платы не лишает собственников помещений права на утверждение размера этой платы на последующий период на ОСС, с учетом предложений УК.

Кроме того, суды прислушались к мнению муниципалитета (часть квартир в спорном МКД находится в муниципальной собственности), который — в качестве собственника помещений — подтвердил обоснованность применения УК предусмотренного договорами управления ежегодно расчета размера платы.

Верховный Суд РФ, рассмотрев кассационную жалобу органа жилнадзора, указал, что собственники — приняв соответствующее решение ОСС, оформленное протоколом, и заключив договор управления с такими условиями — фактически определили порядок дальнейшего изменения (увеличения) платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД с учетом ежегодной индексации. Установление размера платы в таком порядке не требует принятия собственниками дополнительного решения по данному вопросу.

Итог: в пересмотре судебных актов по делу в СК ЭС ВС РФ было отказано.

Отметим, что это первое определение ВС РФ в поддержку возможности УК индексировать размер платы без решения ОСС, если возможность установлена договором управления. Более того, совсем недавно ВС РФ вновь пришел к противоположному выводу (см. определение от 11.01.2019 N 309-КГ18-23161). Напомним, что Минстрой признает за управляющими МКД организациями право на индексацию размера платы, если соответствующая оговорка есть в договоре управления (мы писали об этом подробнее).


25 января 2019 года

Минстрой: если в договоре управления МКД есть условие об индексации «на инфляцию», то утверждать проиндексированный тариф на ОСС не нужно

Письмо Минстроя России от 26 декабря 2018 г. N 51876-ОО/04

Минстрой РФ представил свою позицию по вопросу необходимости ежегодно утверждать новый — проиндексированный на величину инфляции — тариф на содержание и ремонт жилья на общем собрании собственников помещений в МКД.

По мнению ведомства, если индексация тарифов размера платы за содержание и ремонт жилого помещения уже предусмотрена в самом договоре управления, то повторное принятие решения общего собрания собственников помещений в МКД (об увеличении тарифа на предстоящий календарный год) не требуется, так как такая индексация устанавливается соглашением сторон, а не односторонним волеизъявлением управляющей организации.

Отметим, что указанная позиция (она облегчает жизнь управляющим МКД организациям) не всегда находит сторонников в лице органов жилнадзора, прокуратуры и суда (см., например, определение ВС РФ от 24.12.2018 N 308-КГ18-21774, постановления АС Волго-Вятского округа от 27.02.2018 N Ф01-6500/17от 13.07.2018 N Ф01-2620/18от 03.08.2018 N Ф01-2809/18, АС Северо-Западного округа от 13.09.2018 N Ф07-9776/18 и другие).

«Положительные» же судебные решения, которые защищают право УК МКД повышать тариф на размер инфляции, если это установлено договоров управления, довольно немногочисленны (см., например, постановления АС Дальневосточного округа от 03.12.2018 N Ф03-5279/18 (важно: тут проиндексированные ставки были ниже муниципальных), АС Центрального округа от 21.02.2018 N Ф10-6251/17). Иногда суд требует, чтобы подобное условие в договоре управления было тщательно сформулировано: со сроками и периодичностью индексации, с указанием на акт органа статистики, которым стороны договора руководствуются при определении коэффициента инфляции, с арифметическими формулами, позволяющими проводить подобный односторонний перерасчет. Без этих тонкостей суд не может счесть согласованным условие об индексации размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в договоре управления (постановление АС Центрального округа от 25.12.2018 N Ф10-5618/18).